Главная
  Антисемитизм
  Евреи
  События
  Происшествия
  Община
  Израиль
  Цдака
  Интервью
  Культура
  История
  Диаспора
  Традиции
  Дискуссии
  Вся лента
  Гостевая книга


декабрь
3 10 17 24 31
4 11 18 25
5 12 19 26
6 13 20 27
7 14 21 28
1 8 15 22 29
2 9 16 23 30



  Подписка:



  Партнеры:

MIG Software

Карта Киева


  Реклама:









Федерация еврейских общин призывает усилить охрану своих объектов Заявление Центра Симона Визенталя об интервью Юрия Шухевича Лев Леваев покидает Израиль Роман Абрамович пригласил на празднование Нового года украинскую певицу Адольф Шапиро поставил в театре Et cetera роман Рея Брэдбери Вся лента новостей

   
      сегодня: 27.12.2007, четверг    
Поиск по сайту:
 
Расширенный поиск



  Культура:  

Адольф Шапиро поставил в театре Et cetera роман Рея Брэдбери

Время новостей

На мой взгляд, «451 по Фаренгейту» ставить и вовсе не стоило -- сейчас очень чувствуется, как устарел самый знаменитый у нас роман Брэдбери. И не из-за реалий; как раз в этом американская антиутопия маккартистских времен -- с ее бесконечными отупляющими мыльными операми и реалити-шоу, заменяющими жизнь, с всеобщим бездумным послушанием и ксенофобией -- сегодня весьма актуальна. И не из-за пафоса -- защита отдельной личности и культуры сегодня более чем уместна. Роман устарел самой интонацией, литературными ходами и некоторой наивностью, которая, вероятно, выглядела совсем иначе и в 1953 году, когда книга была написана, и в 60-х, когда она была переведена на русский. Нынче вряд ли кого убедишь в том, что спасения стоит ждать от чтения книг или от непосредственной девушки, бегающей босиком и рвущей цветы.

Впрочем, что говорить: раз Адольф Шапиро решил сегодня поставить «451 по Фаренгейту», значит, находил роман современным. Да и пьеса, написанная самим режиссером, говорит о том, как он хотел, чтобы сюжет, герой которого, будто очнувшись от спячки, стал думать, читать и бороться с Системой, рассказал о сегодняшней России. В версии Шапиро глава пожарных, сжигающих книги, брандмейстер Битти (Виктор Вержбицкий) так и сыплет цитатами из русской литературы, а книги, которые находят у преступника, это «Записки из подполья», «какой-то «Архипелаг» да «Преступление и наказание». Дамочки щебечут о гламуре, смотрят телешоу «Как стать миллиардером», пересказывая очередную мыльную оперу, выкладывают сюжет «Анны Карениной» и к восторгу зала верещат о своей любви к президенту: «Я как все голосовала только за него!», «Наш президент ясно выразился: все под контролем!» А когда преступник, поиски которого шли в режиме телевизионного реалити-шоу, убит под прицелами телекамер, дикторский голос объявляет о продолжении программы: «После рекламы смотрите передачу «Доброе утро, страна!»

Все так, и искренний жар, с которым режиссер пытается рассказать залу о сегодняшнем и важном, чувствуется каждую минуту, но спектакль почему-то не становится искусством, а остается ходячей декларацией.

А ведь казалось, что все может случиться! Когда открылся занавес, и на сцене обнаружилось современное стильное трансформируемое пространство в духе нынешних европейских тенденций, впору было присвистнуть. Давно живущий во Франции Борис Заборов поместил в черную коробку подсвеченный подиум, в глубине поставил вращающиеся трехгранные меняющие свет призмы, а по трем сторонам подиума спускал огромные экраны, превращая сцену в «телегостиную» главного героя. Эти экраны, рядом с которыми люди казались совсем маленькими, давали очень много возможностей. Сейчас, когда принято так интересно, остро, разнообразно работать с видео, с них могли нестись и ослепительные телепомои, и огонь, пожирающий дома вместе с книгами и людьми, и пустынный город со свистящими автомобилями, и захватывающая дух телепогоня, и мировая война. Ничего этого не было, разве что вялые видовые кадры, да сомнительная метафора с вынутой из воды, умирающей рыбой.

Спектакль этот много обещал и своим гастрольно-международным составом. Кроме Заборова в нем участвовал художник-конструктор из Израиля Юрий Суханов и знаменитый художник по свету из Питера Глеб Фильштинский. На главную роль верноподданного пожарного Монтэга, превратившегося в диссидента, пригласили прекрасного актера и режиссера из Таллина Эльмо Нюганена, на роль старого профессора Фабера -- грандиозного питерского актера Сергея Дрейдена. И что? И ничего.

На стильной, эффектно освещенной сцене, будто перенесенной из какого-то модного западного спектакля, происходило нечто по-русски крикливое, несовременное и одновременно скучно-дидактичное. Копошились дуры, злодеи, статисты. Напряженно витийствовал герой; Нюганен, чье желание быть искренним и уверенность в том, что он говорит о важном, были очевидны, как и все, только кричал и бессмысленно метался. Даже Дрейден, в черной шапочке и на инвалидном кресле, точно изображающий старого раздражительного профессора, и тот кричал и больше декларировал, чем играл.

В финале, когда герой попадал к беглецам (названным в программке пилигримами), которые сидели все в белом у костра и пели под гитару с вдохновенными интонациями Клуба самодеятельной песни, впору было прийти в отчаяние. Кто-то из них заводил «Пилигримов», и у зажмурившегося от неловкости критика оставалось только удивление, что они не поют стихи Бродского на музыку Клячкина, как это всегда делали у костра на слетах КСП. А когда потом все они вставали, опираясь на длинные посохи, и оказывались в платьях разных времен (даже в тогах) и принимались, обращаясь к Монтэгу, выспренно произносить разные литературные цитаты, думать уже не хотелось ничего.

Самым мучительным на спектакле было ощущение, что для режиссера это чистосердечное и важное высказывание. Что для Шапиро, сделавшего много замечательных постановок, вот это крикливое и архаичное действо с лобовыми метафорами и провалом вкуса в финале, болезненно актуально. Все это, конечно, не делало неудачный спектакль искусством, но вызывало уважение. Ведь тех, кому не все равно, не так уж много.

26.12.2007 17-53





  Также в рубрике:  
26.12.2007 17-53
Адольф Шапиро поставил в театре Et cetera роман Рея Брэдбери


26.12.2007 10-59
«Ну, Хайт, погоди!..»


25.12.2007 23-28
В Киеве открылась выставка "Культур-лиги"


25.12.2007 12-06
В Голливуде экранизируют жизнь Альберта Эйнштейна


21.12.2007 11-08
Дмитрий Быков, «журналюга, который цепляет»


19.12.2007 13-03
Галина Волчек, современник эпохи


14.12.2007 10-40
Смотр еврейских талантов


13.12.2007 15-10
Сегодня гала-концерт "Золотой Ханукии"


10.12.2007 10-41
Европейский конкурс молодых талантов


07.12.2007 10-28
Творческая встреча "Тебя люблю пока дышу..."



пятница
28 декабря
15 : 43
Директория еврейских общин и организаций Украины


Голосование:
Надо ли закрыть МАУП?

Да, обязательно

Нет, ни в коем случае

Посадить руководство МАУП

  Голосовать.

Архив голосований



  Cтатистика:  
Jewish TOP 20 Rambler's Top100



Copyright © 2001-2003 JewishNews.com.ua Дизайн: Fabrica.    Создание и поддержка: MIG Software