Главная
  Евреи
  События
  Происшествия
  Антисемитизм
  Община
  Израиль
  Цдака
  Интервью
  Культура
  История
  Диаспора
  Традиции
  Дискуссии
  Вся лента
  Гостевая книга


июнь
5 12 19
26
6 13
20
27
7 14
21
28
1 8 15
22
29
2 9 16
23
30
3 10 17
24
4 11 18
25



  Подписка:



  Партнеры:

MIG Software

Карта Киева


  Реклама:









Рукописи Эйнштейна проданы за 42 тысячи долларов МАУП на грани банкротства запускает финансовую пирамиду Боб Дилан записал первый за последние пять лет альбом В списке ста самых значимых американских фильмов оказались пять картин Стивена Спилберга В украинский прокат выходит новый фильм Александра Шапиро Вся лента новостей

   
      сегодня: 19.06.2006, понедельник    
Поиск по сайту:
 
Расширенный поиск



  Культура:  

Выставка «Плавильный котел»

NRS.com

Одно из своих многих прозвищ – Плавильный котел – Melting Pot – Нью-Йорк получил от еврейского писателя и драматурга Израэля Зангвилла. Пьеса под этим названием стала одной из самых успешных на Бродвее в начале ХХ века. Пьеса была русско-еврейской версией истории Ромео и Джульетты, в которой любовники принадлежали соответственно к имми-грантским семьям – русских и евреев. Но в отличие от Шекспира, история Зангвилла имела хэппи-енд. В его представлении Америка была тем плавильным котлом, в котором должна была родиться новая нация, способная забыть о вражде предков и объединенная общим стремлением к счастью.

Выставка в Отделе редких книг и рукописей библиотеки Колумбийского университета тоже называется «Плавильный котел» и рассказывает о том, как влилась в американскую жизнь колоссальная русско-еврейская иммиграция конца XIX, начала XX веков.

«Конечно же, без русско-еврейской общины Нью-Йорк все равно был бы замечательным городом, – говорит куратор выставки Катя Шрага. – Но при этом он был бы совершенно другим городом. История еврейской общины без Нью-Йорка тоже была бы другой».

Материалы для выставки использованы из собрания Бахметьевского архива и отдела редких книг и рукописей. На витрины попали уникальные письма с автографами знаменитостей, книги, газеты, листовки, афиши, даже музыкальные записи.

Катя говорит, что сочла закономерным открыть выставку со стенда, материалы которого ответят на ключевой вопрос: «Почему эти люди решили бросить свой кров и отправиться через океан?» Витрина носит короткое название Background и довольно полно передает атмосферу начала 1900-х годов.

Здесь уникальные материалы, в числе которых, например, письмо евреев города Бобруйска, адресованное главе кадетской фракции Государственной Думы Павлу Николаевичу Милюкову. В письме, подписанном бывшими военнослужащими, содержится призыв избавить евреев от дискриминационного отношения военного ведомства. Другое письмо, анонимное, подписано безымянными «запорожскими казаками», которые называют евреев и «левых» виновниками бед России. Вырезка из газеты «Одесские дни»1905 года является наблюдением автора за «разнузданно ведущей себя на улицах и в порту еврейской молодежью».

На этом стенде есть бесценный, на мой взгляд, документ, который демонстрирует отношение к еврейскому вопросу иерархов Русской православной церкви. Епископ Херсонский и Одесский Дмитрий призывает паству не участвовать в позорных погромах и не обагрять руки кровью невинных. Это – важнейший документ, который ломает стереотип (рожденный, вероятно, названием черносотенного Союза Михаила Архангела), что православная церковь поощряла погромы. И сейчас мы видим на московских демонстрациях портреты Сталина рядом с иконами, хотя у церкви не было боль-шего гонителя, чем Сталин. Путанице в людских головах нет предела.

Официальные ограничения и преследования погромщиков рождали соответствующую реакцию. Следующая витрина называется Fighters – «Борцы». Диапазон их деятельности колоссальный – от анархистки-террористки Эммы Голдман, которую Эдгар Гувер назвал самой страшной женщиной Америки, до уважаемых профсоюзных деятелей, перед которыми от-крывались двери Овального кабинета. Родившаяся в местечке Ковно, Эмма прибыла в США в 17 лет. Ее привел к революционной деятельности известный теракт 4 мая 1886 года в Чикаго, где анархисты бросили бомбу в группу полицейских. Те прибыли для наведения порядка на Хэймаркет-сквер, где митинговавшие добивались восьмичасового рабочего дня. Революционная деятельность привела к тому, что Эмму депортировали на родину, откуда она сбежала в 1921 году. Как выяснилось, в большевистском раю свобод было еще меньше, чем при царе.

На витрине несколько писем Эммы и альманахи «Мать Земля», которые она выпускала. Катя Шрага сообщает мне, что их отдел располагает полным набором альманахов, выходивших с 1906 по 1917 год. Ниже мы можем видеть переписку членов РСДРП, оказавшихся в иммиграции, а самая нижняя часть стенда посвящена Дэвиду Дубинскому, ставшему одной из ключевых фигур профсоюзного движения Нью-Йорка.

На мой вопрос, почему куратор предпочла познакомить посетителей выставки с Эммой Голдман и обошла стороной Айн Рэнд, чьи книги формировали мировоззрение нескольких поколений американцев, Катя отвечает: «Айн Рэнд слишком известна, чтобы еще раз напоминать аудитории о ней. Мы стремились рассказать о тех, кто забыт или малоизвестен. Эмма Голдман – одна из таких фигур».

Благодаря этому же стремлению напомнить о забытых или полузабытых русских ньюйоркцах на писательской витрине оказались материалы, посвященные Мире Гинзбург. Через эту переводчицу, родившуюся в Бобруйске и жившую в Нью-Йорке, прошли произведения практически всех значительных российских писателей. Она открыла им дверь к американскому читателю. В экспозиции привлекает письмо вдовы Булгакова – Елены Сергеевны. Оно начинается с приветствия на английском, после чего автор переходит на родной, признаваясь, что на приветствии ее познания в английском заканчиваются. Не менее интересно письмо Чуковского, где он просит Гинзбург прислать ему фотографию Исаака Башевиса Зингера, которого она переводила и с которым была в дружеских отношениях.
На других витринах – писатели и художники, музыканты и антрепренеры, среди которых с большим удивлением я обнаружил одного из любимейших писателей моей юности – Ирвина Шоу. Шоу – русский еврей?! Да, фамилия его родителей была Шамфоровы, и он вырос на тех улицах Нью-Йорка, где основными языками были идиш и русский. И автор «Уловки 22» Джозеф Хеллер (Геллер?) окончил бруклинскую школу Авраама Линкольна, что на Оушен-парквей.

В экспозиции интереснейшие документы известного художника Семена Лиссима, выданные ему в Киеве. Один документ свидетельствует о том, что он является сотрудником греческого консульства, другой о том, что норвежского.
«Я думаю, что эти документы рассказывают нам, как сотрудники этих консульств хотели помочь Лиссиму бежать из Киева, – объясняет мой экскурсовод. – А в Нью-Йорке Лиссим возглавил кафедру искусств Сити-колледжа! Он был очень известен в Европе и стал первым иностранцем в истории Британской королевской художественной академии, занявшим пост ее вице-президента!»
Далее – знакомые фотоснимки Айры и Джорджа Гершвин (Изи и Жорика Гершовичей) и, конечно, Ирвинга Берлина (Изи Балина), сочинившего полторы тысячи песен, включая God Bless America, ставшую нашим неофициальным гимном.

У выставки есть продолжение в жизни. Это – миллионы потомков представителей первых иммигрантов, которые в полном соответствии с прогнозом еврейского драматурга переплавились в новый народ – американцев.

06.06.2006 09-54





  Также в рубрике:  
16.06.2006 12-03
Боб Дилан записал первый за последние пять лет альбом


16.06.2006 11-37
В списке ста самых значимых американских фильмов оказались пять картин Стивена Спилберга


16.06.2006 10-37
В украинский прокат выходит новый фильм Александра Шапиро


15.06.2006 12-55
"Плохо не то, что мы живем один раз, а то, что один раз и плохо!"


14.06.2006 11-32
Дні Ізраїльського кіно в Україні


13.06.2006 12-12
Фестиваль еврейского искусства пройдет в Киеве


06.06.2006 10-27
Израильский оркестр и Зубин Мета знают рецепт прекрасного


06.06.2006 09-54
Выставка «Плавильный котел»


02.06.2006 09-54
"Тебе, еврейский народ"


26.05.2006 09-25
Израильский писатель получил российскую детскую литературную премию



пятница
23 июня
20 : 55
Директория еврейских общин и организаций Украины


Голосование:
Надо ли закрыть МАУП?

Да, обязательно

Нет, ни в коем случае

Посадить руководство МАУП

  Голосовать.

Архив голосований



  Cтатистика:  
Jewish TOP 20 Rambler's Top100



Copyright © 2001-2003 JewishNews.com.ua Дизайн: Fabrica.    Создание и поддержка: MIG Software