Главная
  Антисемитизм
  Евреи
  События
  Происшествия
  Община
  Цдака
  Израиль
  Ближний Восток
  Культура
  Интервью
  Диаспора
  История
  Традиции
  Дискуссии
  Вся лента
  Гостевая книга


декабрь
5
12
19
26
6
13
20
27
7
14
21
28
1
8
15
22
29
2
9
16
23
30
3
10
17
24
31
4
11
18
25



  Подписка:



  Партнеры:

Карта Киева


  Реклама:

Бронирование гостиниц
Отели в Израиле
Отели в Тель-Авиве
Отели в Иерусалиме
Отели в Хайфе








Вижницер уже назначен: Украина и Израиль создают комитет по развитию Умани Французским евреям вернут фамилии Неизвестные осквернили еврейское кладбище в столице Косово Шон Пенн сыграет еврейского гангстера Израиль разгневал американских евреев Вся лента новостей

   
      сегодня: 04.12.2011, воскресенье    
Поиск по сайту:
 
Расширенный поиск



  Израиль:  

Мифы и политика

Александр ШЛАЕН

Когда мифы становятся фактором политики, тем паче, решающим в территориальных притязаниях, кровопролития не избежать. Так случилось с притязаниями на Иерусалим, якобы исламскую святыню, важнейший центр арабского мира. Что, в конечном итоге, стало камнем преткновения в решении ближневосточного конфликта. Одной из основных, если не главных причин незатухающего конфликта на Ближнем Востоке, повлекшего за собой сотни и тысячи человеческих жертв. Сегодня уже практически невозможно изыскать истоки этого мифа. Тем не менее, все это из года в год преподносится масс-медиа и множеством политиков как нечто «общеизвестное», не подлежащее сомнению, как некая догма.

И все лишь только потому, что его прародители в силу разных обстоятельств не удосужились, как следует вчитаться и вдуматься в исторические документы. Наконец, в Библию или Коран. А быть может, преследовали другие цели. Непримиримость геополитических противостояний конфронтирующих сверхдержав в середине ХХ века взяла верх над знаниями и здравым смыслом. Именно она породила этот незатухающий и по сей день пожар.
Внешне, на первый взгляд, все обстояло очень просто. Палестинцам было необходимо свое государство, расположенное якобы на их исконных землях. Мусульманам требовался контроль над их святынями. Все вроде бы закономерно и логично. Вполне в соответствии с требованиями Хартии прав человека. И никто даже не посмел при этом усомниться в справедливости этих притязаний.
Купленные и искренне заблуждающиеся журналисты и историки, зачастую подкармливаемые не только арабскими толстосумами, но и щедротами кремлевских экспансионистов, сделали все возможное, чтобы укоренить мифологемы в сознание людей. Превратить их в нечто несокрушимо непререкаемое. Сделать их решающим политическим посылом в территориальном переделе. И все же...

Не пора ли, в конце концов, назвать вещи своими именами, отринув наслоения мифов и лживых аргументов в затянувшемся кровавом противостоянии.
Начнем с главного. Иерусалим никогда не принадлежал государству по названию Палестина. А тем паче не мог быть его столицей. Хотя бы уже потому, что такого государства фактически никогда не существовало. Все это некий фантом, существующий в воображении определенной категории лиц, чаще всего озабоченных не столько поисками истины, сколько корыстным переделом мира или удовлетворением своих амбиций. Достаточно заглянуть в учебник истории, чтобы узнать, что это г е о г р а ф и ч е с к о е (подчеркиваю, географическое!) название появилось в 70 году, когда римляне, завоевав эти земли, стали истреблять евреев, разрушили Храм, где обитали цари и судьи иудейские. Именно тогда было ими заявлено, что отныне страна Иудея больше не существует. А эту территорию впредь предписывалось называть «Палестина» в соответствии с прихотью римских цезарей. По наименованию народа филистимлян, некогда жившего здесь, побежденного иудеями за несколько столетий до этого. Делалось все возможное, чтобы убрать из человеческой памяти даже всякое упоминание о ненавистных им иудеях. Вычеркнуть их из истории. Более того, дабы окончательно закрепить это, они даже Иерусалим переименовали в Элиа Капитолина. Но не случилось этого святотатства. Название не прижилось. И Иерусалим остался Иерусалимом.

Отношение же евреев к Иерусалиму на протяжении веков было по-прежнему трепетным, непреходящим. Они не просто мечтали о Святом городе. И вопреки тому, что римляне после восстания 70 года, а затем и восстания 130 года, изгоняли иудеев из Иерусалима, те делали все возможное, дабы вернуться туда. В крайнем случае, поселиться поблизости от него. Ведь жить там считалось особой честью, если хотите, привилегией. Не случайно из века в век в принудительном изгнании в их молениях и обращениях к Богу торжественно, клятвенно звучали «Если я забуду тебя, Иерусалим, путь отсохнет десница моя!» и «В следующем году в Иерусалиме!». И, когда в 362 году, едва им снова разрешили жить в Иерусалиме, именно еврейская община стала там самой многочисленной и процветающей. Даже потом, когда в ХП-ХШ веках их снова изгоняли и разоряли, они вновь и вновь возвращались в свой Вечный город.

Иерусалим на самом деле был и остается святыней иудаизма и христианства. Для иудеев потому, что именно с ним связана вся их многовековая история. Для христиан - это место, где распяли Христа, где была создана христианская церковь. Что же касается мусульман, то их святыни в Мекке и Медине, что находятся в Саудовской Аравии. Но ни в коем разе не в Иерусалиме. И, так уж сложилось, но ни одно историческое событие или религиозный обряд ислама не имеют к нему никакого отношения. Более того, он даже не упоминается в Коране. Не случайно же миллионы паломников-мусульман со всего мира, совершая традиционный хадж, ежегодно стекаются именно в Мекку и Медину, но не в Иерусалим. В то же время миллионы христиан и иудеев совершают паломничество именно в Иерусалим. К христианским и иудейским святыням. Так что, думается, далеко не случайно, еще в средние века большинством жителей Иерусалима были евреями и христианами. Мусульман же было незначительное количество. Насколько мало значил Иерусалим для них и в последующие годы, даже в ХХ столетии, можно судить хотя бы уже потому, что во время иорданского правления этой территорией с 1948 по 1967 годы никто из исламистов даже и не помышлял, чтобы сделать Иерусалим столицей Иордании. Что было бы, согласитесь, вполне логичным. Да куда уж дальше, коль скоро даже в те годы ни один из арабских королей или шейхов не совершил паломничества в Иерусалим.

Но самое примечательное, Палестина никогда не существовала как отдельное, суверенное государство. На протяжении веков этой территорией (подчеркиваю, - территорией!) управляли римляне, мусульмане, крестоносцы, Османская империя. А после Первой мировой войны - Британская империя. И Лондон, дабы вернуть Палестину к жизни, часть этой территории разрешил занять евреям. Вот тогда-то и началась первая массовая эмиграция ХХ века евреев на свои исконные земли. Кстати заметить, и из бывшего СССР в 20-е годы туда выехало немало энтузиастов, одержимых идеей создания своего национального очага, создания своего государства. Как и их предшественники-билуйцы, еврейские юноши и девушки, выходцы из Украины, которые еще в конце ХІХ века отправились в Палестину, основав там город Ришон ле Цион. Они-то упорнейшим, нечеловеческим трудом превратили заболоченные, пустынные и бросовые земли в цветущие оазисы, как это было во времена их далеких предков. Именно они и заложили основы ныне процветающего государства. Но и это еще не все. Если обратиться к более поздним временам, то окажется, что в итоге Шестидневной войны 1967 года Израиль, освободив Иудею, Самарию, Восточный Иерусалим, отобрал эти земли не у несуществовавшего государства Палестина, а у Иордании. И до той арабо-израильской войны вообще отсутствовало хоть какое-либо серьезное стремление к созданию на этих землях арабского государства под названием Палестина или Палестинская автономия. Ибо не существует никакого, скажем, палестинского языка, но есть арабский. Увы, но исторически сложилось так, что среди культур мира нет четко очерченной именно палестинской культуры. Но есть арабская. Иными словами, народ, претендующий на государственность, на отчуждение израильских земель, такие же арабы, как, к примеру, иорданцы или ливанцы, египтяне или саудовцы. И не более того. Но в отличие от них, не имеющий такой многовековой самостоятельной истории или общепризнанной древнейшей культуры, как, скажем, египтяне.

Если же спор о территориях все же можно уложить в некие цивилизованные рамки, то проблема Иерусалима, выходящая за пределы здравого смысла, становится не просто камнем преткновения, но неугасающим конфликтом. Поводом для амбициозных притязаний палестинцев. А там, где в политике на первое место выходят амбиции, здравому смыслу места нет. Тем паче, коль скоро аргументами в споре становятся не апробированные историей истины, но красивости мифических измышлений.
Здравый смысл оказывается здесь бессильным. И все же обратимся к нему, во имя постижения истины. Речь пойдет о том, был ли когда-либо палестинский Иерусалим. Палестинский - это значит, что большинство населения в нем были - попробуем согласиться с бытующей терминологией - арабы, то бишь по их терминологии, палестинцы.

Увы, но ничто не подтверждает этой версии. Как свидетельствует история, именно иудеи испокон веку составляли в городе подавляющее большинство. За ними шли христиане. Что же касается мусульман, то их количество всегда было незначительным. Не забираясь в глубины веков, где чаще всего царствуют легенды, обратимся к началу нынешнего века. Как свидетельствует «Британская энциклопедия» выпуска 1903 года - одно из самых уважаемых научных изданий мира, в то время в Иерусалиме насчитывалось 20600 евреев, 9880 христиан и только 1600 мусульман. И это еще до установления Британского протектората, когда евреям вновь было разрешено легальное проживание в Вечном Городе. И это притом, что на протяжении веков местным властями различной конфессиональности, сменяющими друг друга, но сохраняющими преемственность по нетерпимости к евреям, делалось все возможное дабы ограничить их возвращение в Иерусалим из стран изгнания. Но магическое «В следующем году в Иерусалиме!» было сильнее всяких запретов. К 1914 году пропорции мало изменились. Евреев стало примерно 45000, что составляло около двух третий жителей города. А к 1946 году - в преддверии войны за Независимость - их уже было 99320 человек или примерно 65 % горожан.

Не случайно, думается, еще средневековый арабский ученый-географ Яккут писал, что « Мекка - святыня мусульман, а Иерусалим - святыня христиан и иудеев». К слову, если обратиться к историческим документам, то станет ясным, что в течение всего мусульманского правления этими землями столицей была город Раммала, но не Иерусалим. Что же касается духовных центров арабского мира, то ими были Дамаск, Каир, Фес и, конечно же, Мекка и Медина.

Так что, представляется, настало время положить конец навязыванию мировому общественному мнению злокозненного мифа о некоем «арабском Иерусалиме». Тем паче о «Иерусалиме палестинцев», активно пропагандируемом последние полстолетия невеждами и прикармливаемыми арабскими толстосумами журналистами и политиками. Ведь никому же на самом деле не придет в голову объявлять, к примеру, Нью-Йорк или Лос-Анджелес китайским городом, только потому, что там долгое время компактно проживает громадное количество китайцев. А посему, объявить суверенитет «Чайна-таунов» тех городов. И потребовать от ООН присоединения этих китайских анклавов к континентальному Китаю. Или, возьмем поближе, подобным же образом, скажем, Краснодарский или Ставропольский край или некоторые российские области, сопредельные с Украиной, где компактно проживают этнические украинцы, сохранившие язык, культуру и обычаи своей прародительницы, провозгласить суверенными регионами и присоединить к нашей стране.

Сразу же предвижу возражения. Ну а как же быть с мусульманскими святынями - мечетями Аль-Аксу и Омара. Ведь ныне они зачислены в третьи по значимости исламские святыни. Начнем с того, что им ничего не угрожало и не угрожает. Мне неоднократно приходилось убеждаться, с какой трепетной бережливостью относятся в Израиле к святыням всех религий. Но сейчас даже не это главное.

Главное - это притязания исламистов на Восточный Иерусалим, а в последнее время и на весь город. И основными аргументами являются религиозные постулаты. И все же позвольте усомниться в их достоверности. Для этого достаточно просто внимательно перечитать Коран. И вот тогда окажется, что в нем сотни раз упоминается Мекка, бессчетное количество раз Медина. Но ни разу Иерусалим! Так каким же образом именно Иерусалим стал третьей мусульманской святыней?

Все объясняется очень просто. Арабским политикам в свое время понадобилось в силу разных причин создать противовес Мекке и Медине. И тогда исламские теологи обратили свой взор к весьма невнятной суре Корана №17 «Ночное путешествие». В ней идет речь о том, что в своих видениях Мухаммед отправился ночью «из одного божественного храма в иной благословенный храм». Ну, а поскольку в этой суре нет никаких конкретных обозначений, никаких упоминаний ни Мекки, ни тем паче Иерусалима, теологи в своих толкованиях просто своевольно отправили его... из Мекки именно в Иерусалим. Своя рука - владыка. Вот тогда-то и был Иерусалим увязан с Аль-Аксой. Примечательно, что до этого исламские теологи обнаруживали Аль-Аксу в самых разных местах. Даже в раю небесном. Так религия, переплетясь с политикой, что уже было не раз в истории человечества, - достаточно вспомнить кровавые походы крестоносцев во имя освобождения Гроба Господня, - породила еще один многолетний неутихающий кровоточащий конфликт.

Что же касается Храмовой горы, где ныне расположена мечеть Омара, то ранее это была территория основания разрушенного римлянами Храма, построенного царем Соломоном. Иными словами, иудейская святыня. И приход туда нынешнего премьера, а в то время лидера партии Ликуд, Ариэля Шарона, был отнюдь не актом святотатства, послужившего поводом для очередной вспышки интифады. Всякие же попытки исламистов и их подручных извратить более чем 5000-летнюю историю, опирающуюся на неоспоримые факты и археологические свидетельства, с полным на то основанием можно назвать кощунственными. И прискорбно, что к этому бывают причастны уважаемые мужи. Так, к примеру, в своем интервью итальянской газете «La Republicа» от 24 апреля прошлого года главный исламский авторитет в Иерусалиме шейх Икрам Сабри, ничтоже сумняшеся изрек, что Западная стена (Стена Плача) - остаток иудейского Храма - не имеет ровно никакого религиозного значения для евреев. И далее: «Она является неотъемлемой частью мечети. Мы называем её аль-Бурак по имени лошади, с которой Мухаммед вознесся на небо из Иерусалима». Ясир Арафат, взяв на себя функции историка и теолога, был еще категоричней. Он просто заявил, что на этом месте вообще не было никакого Храма. И вообще именно для мусульман это святая стена и заканчивается она на Виа Долороза. И это притом, что исстари именно Храмовая гора и Западная Стена (Стена Плача) являются для иудеев святыми местами.

Я далек от мысли стать арбитром в этом споре. Хоть не могу не вспомнить, что во времена властвования мусульман, на этих землях разрушались и осквернялись синагоги и церкви. Да и ныне на землях Палестинской автономии оскверняются иудейские святыни. Не хочу прибегать к простым аналогиям, но чудится мне, что у талибов, посягнувших на буддийские святыни, разрушив их, вопреки протестам всего мира были еще в древности «достойные» учителя.

Но дело даже не в этом. До тех пор, пока мифы занимают главенствующее место в урегулировании затянувшегося ближневосточного конфликта, когда напрочь игнорируются свидетельства истории и археологии в решении клубка сложнейших проблем, нет смысла делать вид, что любые территориальные уступки могут принести мир. Всякая ложь в политике порождает не только хаос, но провоцирует бесконечную череду кровопролитий. И об этом нужно помнить.

Свидетельством тому история человечества. Свидетельством тому те школы исламских камикадзе, где циничные террористы обучают арабских детей самопожертвованию во имя уничтожения евреев. Свидетельством тому бесконечная череда смертей, которая вот уж который год ведет свой неумолимый счет на многострадальных землях.
Склероз для любого человека - трагедия. Склероз в политике - трагическое преступление.

Не знаю почему, но из памяти многих государственных мужей как-то выпали те страхи, которые испытывало человечество каких-нибудь полстолетия тому. Как с ними боролись. Какой ценой преодолели преодолевали. Для этого достаточно вспомнить, к чему привело мир потакание «национально-освободительным» террористам ХХ века. Я далек от мысли проводить прямые аналогии. Но все же... Вспомним хотя бы то, что предшествовало началу кошмара Второй мировой войны. Вспомним трагическую судьбу одного из наиболее демократических государств предвоенной Европы. Судьбу Чехословакии. И Мюнхенский договор.

Тогда попытки чешской полиции добиться соблюдения законности организованными гитлеровскими спецслужбами отрядами генлейновских боевиков из судетских немцев породили вакханалию прикормленной нацистами прессы. Вполне закономерные и, кстати заметить, цивилизованные меры чешского правительства были расценены как посягательства на права немецкого национального меньшинства. Близорукие миротворцы вначале разделили в Мюнхене Чехословакию. Потом наступила оккупация страны гитлеровскими войсками. Так потакание террористам в конечном итоге расчистило путь Второй мировой войне. Что, на очереди третья?

Александр ШЛАЕН

05.02.2002 12-19





  Также в рубрике:  
30.11.2011 15-28
Раввины приговорили к смерти болтливых водителей


29.11.2011 14-01
Израильские и российские отели – самые дорогие в мире


28.11.2011 11-00
Либерман предлагает избавить VIP-персон от "унизительных" проверок в аэропорту Бен-Гурион


23.11.2011 13-38
Наследники нацистов посетили кнессет


22.11.2011 11-57
Израиль явит миру свою моду


21.11.2011 12-22
Израильтяне раскрывают неизвестные страницы "Барбароссы" и Холокоста


15.11.2011 17-42
Globes опубликовал рейтинг самых богатых израильских политиков


15.11.2011 13-33
Беспилотник будущего поступает в распоряжение ВВС ЦАХАЛа


15.11.2011 10-29
Блэр требует от Израиля вернуть палестинские деньги


03.11.2011 18-29
Израиль отказался финансировать ЮНЕСКО



пятница
09 декабря
15 : 36
Директория еврейских общин и организаций Украины


Голосование:
Надо ли закрыть МАУП?

Да, обязательно

Нет, ни в коем случае

Посадить руководство МАУП

  Голосовать.

Архив голосований



  Cтатистика:  
Jewish TOP 20 Rambler's Top100



Copyright © 2001-2009 JewishNews.com.ua Дизайн: Fabrica.    Создание и поддержка: Network-ASP